Влияние архитектуры на мозг человека. Как строить, чтобы не вызывать депрессию?
Исследования с использованием МРТ доказали, что созерцание архитектурных шедевров оказывает на мозг воздействие, сходное с медитацией. За рубежом исследованием этого феномена занимается специальная академия: Academy of Neuroscience for Architecture (www.anfarch.org).
Автор исследования и книги «Трансцендентная архитектура: современный взгляд на сакральные места», профессор Хулио Бермудес (Julio Bermudez) считает, что результаты его эксперимента в первую очередь будут полезны дизайнерам и градостроителям.
Ученые определили критерии, которым должна соответствовать архитектура, чтобы не вызывать у людей психические расстройства.
1. Созерцание
Выяснилось, что при просмотре фотографий музеев, библиотек и церквей люди чувствуют умиротворение, ощущая себя «здесь и сейчас».
С точки зрения науки, идеальная архитектура вселяет в человека чувство безопасности, располагает к размышлениям, побуждает к общению и не провоцирует скуку. Ученые объединили такие постройки термином «созерцательная архитектура». Как правило, такие объекты содержат в себе черты религиозной архитектуры.
Среди объектов, которые участвовали в исследовании, были дворец Альгамбра, Шартрский собор, Пантеон, а также светские постройки: например, райтовский «Дом над водопадом» и Институт Солка, спроектированный Луисом Каном.
2. Интерес
Скучная и штампованная архитектура наносит человеку эмоциональный вред. Суть в том, чтобы не строить однообразно.
Колин Эллард (Collin Ellard), нейробиолог из Университета Ватерлоо, доказал это на примере гигантского супермаркета Whole Foods на манхэттенской Хаустон-стрит.
Эллард исследовал чувства людей, которые следуя по улице, изобилующей мелкими лавками, ресторанами и барами, и вдруг встречались с длинным однообразным фасадом магазина. Эмоциональное состояние испытуемых фиксировали датчики. Когда они проходили мимо гигантского Whole Foods, им на физиологическом уровне становилось скучно. В коре их головного мозга преобладали процессы торможения. Они описывали свое состояние, как «монотонное» и «бесстрастное». В то же время как другие здания на улице вызывали у группы оживление и желание общаться.
«Священный грааль» городского планирования — это изменения в пейзаже каждые несколько секунд», — считает Эллард.
Даже небольшие периоды скуки провоцируют физическое напряжение. Они увеличивают частоту сердечных сокращений и повышает уровень кортизола — гормона стресса. «Теперь, опираясь на эти результаты, представьте себе совокупный эффект жизни или работы в одних и тех же угнетающе скучных условиях изо дня в день», — заключил Эллард.
46-этажный небоскреб Нормана Фостера (Norman Foster) Hearst Tower — отличный пример того, как сделать современную архитектуру увлекательной.
В архитектурном стиле здание проявлен футуристический образ. Фасадная часть представляет собой конструкцию из пересекающихся металлических балок, формирующих треугольные орнаменты. Интересно, что небоскреб вырастает из исторической постройки в стиле ар-деко, заложенной в 1928-ом году.
3. Безопасность
Внешность порой обманчива. Пример тому Микрорайон Барбикан в Лондоне. Массивные стены ассоциируются с каменными джунглями, а потемневшие фасады покрылись потеками. Но благодаря ощущению безопасности, которое вселяет его архитектура, англичане и гости столицы мечтают купить здесь жилье.
Директор британского Центра городского дизайна и ментального здоровья (Centre for Urban Design and Mental Health) Лайи МакКей (Laia McKey) объясняет этот феномен определенными факторами, которые позволяют людям хорошо чувствовать себя в городе. Это обилие зелени, общественные зоны, оборудованные для социальных контактов и спорта, жилье и рабочие места в пространствах, которые дарят ощущение безопасности.
Бруталистский микрорайон Барбикан по проекту Chamberlin, Powell and Bon был построен в 1976 году. Он состоит из построенных по периметру жилых домов. Каждый из них около 100 метров длиной — настоящая «крепостная стена» из необработанного бетона.
Барбикан хорошо освещен, предоставляет достаточный обзор и не провоцирует клаустрофобию. На его территорию не заезжают машины. Здесь много деревьев и общественных зданий: культурный центр, школа для девочек и музыкальная школа, тропическая оранжерея, сады, искусственный пруд с фонтанами. Все это делает Барбикан комплексом, максимально комфортным для проживания.
Даже в пасмурный серый день Барбикан не выглядит унылым и плоским. Грубая и фактурная отделка зданий Барбикана выполнена вручную – рабочие молотками выдалбливали куски бетона из отлитых колонн. Ленты строгих консольных балконов раскрашены растениями, спускающимися с них каскадами, имитируя «висячие сады».
4. Единство
Отчужденность по мнению врачей и психологов негативно сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье. На помощь приходят кохаузинги. Это сообщества из нескольких семей, которые проживают на общей территории и вместе отдыхают после трудового дня.
Архитектор Грейс Ким (Grace Kim) видит решение проблемы в кохаузингах. Она сама живет в одном из таких домов. Это малоквартирный дом с пространствами для социальных взаимодействий: во внутреннем дворе играют дети, а в большой столовой, которая вмещает всех 28 жильцов, несколько раз в неделю готовят совместные ужины.
Главное отличие кохаузинга от других типов общежития — осознанность. Люди не из-за нужды, а намеренно отказываются от более изолированного жилья ради общения.
5. Свет
"Дом психического здоровья", - так называет Эндрю Мэйнард (Andrew Maynard) свой дом. "Я сказал своему партнеру, что будем делать дом, в котором нужно будет носить солнечные очки. Будем пропитываться витамином D."
Одна из распространенных причин депрессии — недостаток солнца и, как следствие, витамина D. От этого часто страдают люди, которые живут в помещениях с плохой инсоляцией.
Мэйнард решил избавиться от стресса и тревоги, перестроив свой дом. Эндрю живет в Мельбурне, в здании викторианской эпохи. Зимой архитектор был вынужден включать свет в четыре вечера. А некоторые комнаты нуждались в искусственном свете даже в солнечный летний день.
Мейнард сделал максимально большое арочное окно со стороны улицы и поменял колористическое решение интерьера на бело-желтую гамму. Терраса на заднем дворе стала шире и светлее, теперь она имеет матовую полупрозрачную крышу, полностью застеклена и открывает вид на сад.
Мейнард не считает свой дом образцом, но перестройка явно пошла ему на пользу: «Мне нравится, что каждый вечер у нас есть по крайней мере два дополнительных часа дневного света, в то время как на соседних террасах уже зажглись лампы. Я чувствую связь с природой и ощущаю себя здоровым», — говорит счастливый Мейнард.
Пресс-центр компании FALKO.
По материалам интернет – изданий.
Благодарим дизайнеров бонусами до 15%. Станьте нашим партнером